МУЗРУК37.Сайт музыкального руководителя Гребенщиковой Татьяны Евгеньевны

САЙТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
детского сада № 37 "Щелкунчик" г. Мытищи

 

Музыкальные игры и упражнения
с рекомендациями воспитателям
для организации музыкального воспитания
в старших группах детского сада
Тема Январь
Зимние забавы. Музыкальная игра «Санки» сл. и муз. Т Сауко
Задачи: формирование навыков совместной деятельности; обучение согласованному выполнению движений в паре; закрепление движений, умения подпевать знакомые слова в тексте; закрепление представлений детей о зимних забавах.
Встают парами. Один — спиной и протягивает руки назад, другой сзади берет его за руки. Парами бегут по залу.
1. Наши дети в санки сели,
Звонко песенку запели:
Ли-ли-ли-ли-ли-ле,
Ли-ли-ли-ли-ли-ле.
2. За веревочку взялись
И помчались с горки вниз. (Держась за руки, стоя на месте выполняют приседания)
Вдруг салазки на бок хлоп —
Все попадали в сугроб. (Приседают, садятся на пол. Качают головой)
Ай-яй-яй-яй-ай-яй-яй,
Все попадали в сугроб.
3. Ну, вставай, вставай, дружок,
И отряхивай снежок. (Встают, «отряхивают» снежок и меняются ролями.)
Снова в саночки садись,
С горки весело катись.
Домашние животные. Речевая игра «Едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке По дороге зимней, гладкой (Дети цокают языком)
Санки скрипят, (Произносят «С! С!..» )
Бубенчики звенят, (Произносят «Динь-динь!» в высоком регистре)
Дятел стучит, (Произносят «Тук! Тук!» в среднем регистре)
Вьюга свистит Звук (Произносят «С-с-с…» на продолжительном выдохе)
Белка на елке орешки грызет. (Произносят «Цок! Цок!» коротко, остро)
Холод, холод, (Произносят «В..» на продолжительном выдохе)
Снег пушистый кружит, кружит. (Произносят «О» поднимаясь вверх и опускаясь)
Ехали мы, ехали, наконец, доехали: С горки – ух! Приехали! (Произносят «Бух!» в нижнем регистре)
Домашние птицы. Музыкальная игра «Селезень» и «Утка»
Из числа играющих выбирают «селезня» и «утку». Затем игроки образуют круг, в середину которого ставят «утку». «Селезень» же остается за кругом и старается ворваться в него, чтобы поймать «утку». Игроки при этом поют:
Селезень ловил утку,
Молодой ловил серую.
– Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой – селезень.
Если «селезню» удается ворваться в круг и поймать «утку», то они меняются ролями.
Дикие животные. "Заинька" хороводная игра
Рус. нар. мелодия "Заинька"
Содержание игры: Дети образуют круг, а в середине его "заинька", который проделывает движения, соответствующие словам песни. При пении последнего куплета он пытается прорваться через круг. По чьей вине ему это удаётся, тот и становится заинькой. Если же ему это не удаётся, то дети после окончания пения, разбегаются, а заинька старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится "Заинькой". Во время пения, дети движутся то в правую, то в левую стороны.
Заинька поскачи
Беленький поскачи
Кружком, бочком повернись! - 2раза.
Заинька топни ножкой
Беленький топни ножкой
Кружком, бочком повернись!- 2раза.
Заинька поклонись
Беленький поклонись
Кружком, бочком повернись! - 2раза.
Попробуй-ка выскочи,
Попробуй-ка выпрыгни
Кружком, бочком повернись! - 2раза.
  Февраль
Дикие животные холодных стран "Большой олень" французская песня
Эту песню надо исполнять с движениями, главное, не перегрузить ими исполнение
1. У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
тук тук дверь открой,
там в лесу охотник злой,
зайка зайка забегай лапу мне давай.
2. Быстро дверь олень открыл,
зайку в дом к себе впустил,
- Заяц, друг, не трусь теперь,
Мы закроем дверь.
- Ой, ой, страшно мне,
Как-то мне не по-себе,
сердце в пятки всё ушло
и не отошло
3. - Не дрожи зайчишка мой,
я смотрел в своё окошко,
убежал охотник злой,
посиди немножко
Да, да посижу,
я уж больше не дрожу,
у меня прошёл испуг,
ты хороший друг.
Дикие животные жарких стран Музыкальная игра "Гиппопотам". Редакция Л.Е. Казанцевой
Игра с ускорением темпа пения и движения, с модуляцией вверх по полутонам.
Исходное положение - дети стоят по хороводу. Меня укусил гиппопотам (Напевают, в конце фразы останавливаются, два раза хлопают в ладоши, одновременно поворачиваясь в другую сторону, берутся за руки)
От страха я на дерево залез! (Напевают, в конце фразы останавливаются, 2 раза поворачиваются, встают лицом в круг)
И вот сижу я здесь ("моталочка"снизу вверх)
А нога моя там (Большим пальцем одной руки показать через плечо)
(Повторить другой рукой)
Гиппопотам ушёл обратно в лес (Кружение "вперевалочку" вокруг, 2 хлопка в конце фразы)
Для продолжения вернуться в исходное положение.
День защитника Отечества Музыкальная игра «Марш деревянных солдатиков»
муз. П. Чайковского «Детский альбом»
Текст повторяется 3 раза: на 1-ю часть музыки с помощью деревянных палочек стучим под музыку, на 2-ю - маршируем, на 3-ю - и стучим, и маршируем.
Раз, два, четким шагом, дружно всем отрядом
Мы в дозор выходим в час ночной.
Рады нам игрушки, зайцы и лягушки,
И кивает кукла головой.
  Март
Весна. Музыкальная игра «Ручеёк»
Число желающих принять участие этой игре должно быть нечетным. Игроки должны разделиться на пары, встают друг против друга, берутся за руки и поднимают их высоко над головой, образуя своеобразный тоннель. Один игрок, которому нет пары, встает в начале этого тоннеля и проходит через него. Остальные игроки в этот момент поют:
Ручеек, ручеек!
Лейся, лейся, ручеек!
Из реки бери водицу,
Чтобы мы могли напиться.
Лейся плавно, ручеек.
Игрок, который проходит сквозь тоннель, может выдернуть из него любого игрока и образовать с ним пару в самом конце тоннеля. Тогда тот, кто остался в одиночестве, должен поменяться с ним ролями. Таким образом и продолжается игра. Победителей и побежденных нет, а о времени, в течение которого она будет продолжаться, игроки договариваются между собой.
Игрушки Музыкальная игра "Волчок"
Правила игры: Все играющие становятся в круг, поют песню и хлопают в ладоши.
Наш волчок со всех сторон весело раскрашен
Вместе с нами кружит он, кружит в танце нашем.
Один из ребят – волчок – бежит по кругу и в конце куплета выбирает себе партнера. Выводит партнера в центр круга и, держа его за талию, начинает кружиться с ним на месте. Играющие ускоряют темп песни до самого быстрого. Теперь партнеров выбирают себе волчок и его партнер. И так до тех пор, пока все не будут кружиться.
Человек «Я-мои друзья», круговая ритмическая игра
Дети сидят в кругу и потихоньку начинают говорить:
сначала «я» - положив руки на грудь,
затем «мои друзья» - похлопывая себя по коленям.
Потом, когда это получится хорошо, можно класть руки на колени соседей справа и слева, причём не надо указывать, кто кладёт руки сверху, кто снизу, - Это должно решиться само собой, мирным путём. Если всё идёт в ритме, педагогу можно начинать играть мелодию на флейте или напевать.

«Зеркало» татарская народная песня
Педагог напевает и показывает различные виды движений: помахивания руками над головой, хлопки в ладоши, притопывание или шарканье ногой, повороты вокруг себя, поклоны в разные стороны и т.д. Постепенно ведущими становятся все дети по очереди.
Ходим кругод друг за другом, эй, ребята не зевать!
Всё, что Петя нам покажет, будем вместе повторять.
  Апрель
Профессии Инструменты Двигательно-пластическое упражнение «Веселый оркестр»
Дружно наш оркестр играет,
Все о музыке он знает. (Дети ритмично изображают движения дирижера)
Нежно скрипочка играет,
За собой она зовет. (Имитируют игру на скрипке)
Трубы громко затрубили, (Имитируют кулачками игру на трубе)
И тарелки в такт забили. (Делают хлопки открытыми ладонями)
Следом дудочка дудит, (Имитируют пальцами игру на дудочке)
И струна гитар звенит. (Имитируют игру на гитаре)
Барабан вступил, как гром, (Имитируют игру палочками на барабане)
Всех перекрывает он. (Совершают покрывающие движения руками ладонями вниз)
Транспорт. «Автобус» Образные упражнения под музыку Л. Банниковой
1. Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим
Всё глядим!
2. Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
3. Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
4. А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
5. И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
6. Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
1 – покачиваемся на мяче
2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны
3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
4 - пожимаем плечами.
5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя
6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»)
7 - «крутим руль» и бибикаем.
8- подпрыгиваем на мячах
Обитатели подводного мира. Музыкальная игра «На лодочке»
Возможное музыкальное сопровождение: русская народная песня «Ходит зайка по саду». Слова попевки – М.А. Давыдовой
Цель: обучение сочетанию метроритмических движений, выполняемых как на месте, так и в пространстве.
Педагог поясняет, что на сегодняшнем занятии все совершат путешествие на лодке. Причём все дети сами будут грести вёслами, а потом гулять на лесной полянке.
Мы плывём на лодочке по реке, по реке,
Слышим где-то музыку вдалеке-вдалеке. (Дети сидя имитируют движения «грести вёслами»)
Хорошо на лодочке мы плывём, мы плывём
Сами эту песенку мы поём, мы поём (Выходят на середину зала, идут по кругу)
Нравится нам песенку звонко петь, звонко петь
Солнышко лучистое, нам ответь, нам ответь (Берутся за руки, образуя хоровод, продолжают идти по кругу)
Мы пристанем к берегу, отдохнём, отдохнём,
Снова этьу песенку пропоём, пропоём (Присаживаются на корточки или возвращаются к своим местам)

Музыкально-ритмическая игра «Водные процедуры»
Один из вариантов ритмических игр – игра, подготавливающая детей к запоминанию простейших мелодий. Для нее тоже необходима некоторая подготовка. Нужно взять несколько (5—7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками. Наполните их водой и ударом металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают. Ударять старайтесь не слишком сильно, чтобы не разбить стаканы и не уронить, но в то же время так, чтобы звук был наиболее ясным. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно – главное, чтобы звуки четко различались на слух.
  Май
Насекомые Музыкальная игра «Весёлый скрипач»
Возможное музыкальное сопровождение: песня польского композитора В. Блага «Танец»
Примечание: Предварительно педагог показывает, как надо изображать игру на скрипке. Дети делятся на пары. Это упражнение так же возможно использовать в исполнении с солистом.
Цель: повторение имитации игры на скрипке, закрепление танцевально-прыжковых движений танца польки в парах.
Педагог сообщает, что сегодня дети отправятся на весёлый лесной бал – на такой бал, где в празднике будут танцевать бабочки, улитки и мухи. А музыку для них будет исполнять знаменитый музыкант – шмель. Он начнёт играть на маленькой сказочной скрипочке, и под её звуки все насекомые примутся танцевать польку – танец с подскоками. Дети узнают о том, что добрые гости, которые съехались на лесной бал, поблагодарят замечательного музыканта, подарив ему плитку шоколада.
В лапку шмель берёт смычок,
Заиграла скрипка (Дети берут в руки воображаемую скрипку и смычок. Имитируют игру на скрипке)
Пляшет с мухой червячок
На травинке гибкой (Поворачиваются друг к другу попарно, делают два простых подскока, на третий – выставляют вперёд правую ногу на носок. Это движение повторяется дважды – со сменой ноги)
Каблуки тук-тук стучат,
Лихо отплясали.
Половинку калача
музыкантам дали (Дети идут по кругу шагом польки)
А потом червяк учил
танцевать улитку (Вновь поворачиваются друг к другу попарно, повторяют движения 1-го куплета –два подскока, третий с выставлением ноги вперёд на носок)
Шмель за это получил
Шоколада плитку (Если песня поётся с солистом, то в конце все образуют круг и с поклоном идут в центр, вытянув руки, словно преподнося музыканту подарок)
Цветы. Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»
Дети становятся в круг. Один ребенок — ведущий. У него «вьюнок». Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слове кланяется тому, перед кем останавливается.
Со вьюном я хожу,
С зеленым я хожу
Я не знаю, куда
Вьюн положить.
(с началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий)
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн
На правое плечо.
(На третий куплет движения те же)
А со правого,
А со правого,
А со правого
На левое положи.
К концу песни со «вьюном» ходят четверо, тем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки де стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.
Времена года Дидактическая игра «Найдем краски для времен года»
Цели: закрепить знания о временах года, их последовательности, изменениях в природе, выраженных в окраске растительного и животного мира, явлениях неживой природы; развить речь.
Оборудование: иллюстрации или картины «Времена года», музыка «Времена года» А. Глазунова или П. Чайковского.
Художник предлагает поискать краски в природных явлениях, связанных со сменой времен года. Предлагает подобрать цвета к разным временам года, рассказать, как они изменяются, найти и показать это на картинах.


Вернуться на страницу "Музыкальные занятия" >>


Смотрите так же:

музрук37Музыкальные игры и упражнения с рекомендациями воспитателям для организации музыкального воспитания в подготовительных к школе группах детского сада. Подробнее о музыкальных играх >>

музрук37Музыкальные игры и упражнения с рекомендациями воспитателям для организации музыкального воспитания в средних группах детского сада. Подробнее о музыкальных играх >>

Музрук37 2016 Мытищи