МУЗРУК37.Сайт музыкального руководителя Гребенщиковой Татьяны Евгеньевны

САЙТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
детского сада № 37 "Щелкунчик" г. Мытищи

 

Музыкальные игры и упражнения
с рекомендациями воспитателям
для организации музыкального воспитания
в подготовительных к школе группах детского сада
Тема Январь
Зимние забавы.

Фонопедическое упражнение
Идет девица по улице, (дети произносят "с...с...", потирая ладони)
Снег под ногами скрипит.
Ветер дунет на деревья, на кусты, (делают глиссандо на звук "у" вверх)
Полетят снежинки с веточек. (Звук "а" остро сверху вниз, показывая рукой)
По бокам дорожки сугробы большие наметены. (усиливать звук и затихать, пропевая гласные о, э, разводя руки и соединяя ладони)
Опустила девица ведро в колодец. (глиссандо на звук (у) сверху вниз)
А когда второе ведро стала в колодец опускать,
веревка оборвалась!
Упало ведро в колодец.
Делать нечего, надо ведро доставать......

Домашние животные. "Пошла коза по лесу", хороводная игра
Играющие ходят по кругу, "коза" - внутри круга, против общего движения. После первого куплета "коза" останавливается около выбранной "принцессы", и они повторяют все движения, про которые поёт хор, который тоже останавливается и продолжает петь и хлопать в ладоши. В конце "коза" с "принцессой" машут друг другу ручкой, "коза" возвращается в круг, а "принцесса становится козой".
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
И глазками поводим, поводим, поводим,
Вперёд-назад походим, походим, походим.
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И всё начнём сначала, сначала, сначала!

Музыкально-двигательное упражнение «Я – лошадка, я скачу»
под р. н. м. «Барыня»
Я – лошадка, я скачу
Свою песенку пою:
И-го-го, тра-та-та!
Вот какая красота!
На лужочке хорошо
Буду бегать я легко,
Травку буду я щипать
И с друзьями играть.
Очень быстро мы скакали
И, конечно же, устали.
Нужно всем отдохнуть
И собраться снова в путь.
Домашние птицы. Музыкально-ритмическая игра "Петушки, курочки и цыплята" Слова М.А. Давыдовой
Возможное музыкальное сопровождение: исполнение музыкальных звуков на любом звуковысотном инструменте в ритм с музыкой.
Цель: учить сопоставлению относительно высоких и низких звуков, а так же - разных длительностей в соответствии с персонажами попевки.
Педагог объясняет, что сейчас все будут наблюдать за тем, как клюют зёрнышки знакомые обитатели птичьего мира. Сначала - важные петушки, потом - курочки-хохлаточки, и, наконец, - торопливые цыплятки. У каждого из них будет свой музыкальный звук. Кроме того, петушки, курочки и цыплятки будут клевать зёрнышки по-разному. Петушки - медленно и важно, курочки - быстрее, а цыплятки - совсем скоро. Надо будет своей песенкой и движениями показать, как все они клюют зерно.
Прибежали петушки,
золотые гребешки (Редкие синхронные удары по коленям пальцами обеих рук, сложенными в щепотки. Текст интонируется на звук "до")
Цып-цып зерно найдут,
Вот так зерно клюют (Удары по коленям становятся попеременными)
2. Прибежали курочки,
пёстрые хохлаточки (Синхронные удары по коленям становятся более частыми, интонирование на звук "ми")
Цып-цып зерно найдут,
Вот так зерно клюют (Удары по коленям становятся попеременными)
3. А цыплята прибежали, всё зерно они склевали (Частые синхронные удары по коленям, интонирование на звук "соль")
Цып-цып зерно найдут,
Вот так зерно клюют! (Удары по коленям становятся попеременными)
Всё! (Хлопаем в ладоши)
Дикие животные. Музыкальная игра «В сказочном лесу» разработка Л.Меркуловой
Задачи: развитие слухового внимания, способности к звукоподражанию; обучение выполнению движений, ритмичному проговариванию знакомых слов в тексте; обучение детей исполнению разных ритмических рисунков; коррекция мелкой моторики рук.
1 вариант. Выполнять действия по тексту, имитировать звуки.
2 вариант. Предложить детям самостоятельно играть на металлофоне: эхо (кварта), идет медведь, прыгает зайка, поет птичка, дождь идет

«Жила-была девочка Маша. Позвали ее подружки по грибы да по ягоды.......
Пошла Маша с ними в лес...........
да заблудилась.........
Стала Маша звать своих подруг: «Ау-Ау»...
Идет Маша, идет, ....
и вдруг из-за елки выходит медведь.....
Испугалась Маша и бросилась бежать. Бежала, бежала, ...
устала, ........
села на пенек......
Вдруг выскакивает зайчик и прыгает возле елки.....
Попрыгал Зайчик и убежал.....
Идет Маша дальше.....
Подняла голову и видит — сидит на ветке птичка и поет песню.......
Но вот небо стало хмуриться,........
наползли тучи и начался дождик. Сначала медленный с крупными каплями,....
а потом мелкий, быстрый. .........
Маша спряталась от дождика под елку....
Когда дождик кончился, и засветило солнышко, Маша вышла из-под елки....
и увидела, что выбралась из леса......
Вот какая история приключилась с Машей».

Игра-забава «Хор зверей»
Цели: развить звуковысотный, тембровый слух, игровую самостоятельность
Предлагается поиграть в звери¬ный хор. Детям предлагается петь голосом животного
  Февраль
Дикие животные холодных стран Музыкальная игра "Олени"
Возможный напев: квинтовые поступенные ходы одинаковыми длительностями, на первой фразе - "ля-ре", на второй - "соль-до". При этом каждый раз первый звук исполняется трижды.
Цель: освоение нового движения - имитацию оленьих рогов; передача в движении контрастных особенностей настроения.
Педагог объясняет, что сегодня все совершат путешествие на север, где водятся особые животные - северные олени. Их главная особенность - красивые ветвистые рога на голове, которые придают этим животным гордый вид. Каждый из детей на время превратится в такого гордого северного оленя, а их ветвистые рога изобразит с помощью своих рук. В этой песенке будет меняться её характер, который нам нарисует сначала образ скачущего оленя, а потом - плавную воду реки, к которой он пришёл на водопой. Так же должен меняться и характер движений - с энергичных на плавные и обратно.
Эй, олени, все за мной! (Дети поднимают вверх руки и скрещивают их над головой. Пальцы ладоней растопырены. )
Поспешим на водопой! (Бегут мелким шагом.)
Посмотрите, вот река,
Широка и глубока.
Не достанешь и до дна,
А водица так вкусна. (Немного наклоняются вперёд и разводят руки в стороны)
Как попьём водицу,
Постучим копытцем. (Снова складывают руки в рога, высоко поднимая колени, поочерёдно поднимают каждую ногу и кивают головой - "благодарят")
Дикие животные жарких стран Музыкальная игра «Западня»
Задачи: развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение.
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону. Внешний круг- обезьянки поют:
Мы смешные обезьянки
Мы прыгучки , кувыркалки
Мы на месте не сидим
И бананы мы едим.
Внутренний круг – Тигры поют:
А мы тигры –не смешные
Мы голодные и злые
Спойте песню еще раз
Мы поймаем вас сейчас.
По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.
  Март
Весна. Подвижная игра «Гори, гори ясно»
Цели: научить чисто интонировать закличку в игре; развить умение бегать, прыгать; вызвать интерес к народным играм.
Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий»,то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если«горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

«Чувиль- чувиль», русская народная попевка
Если представить одну ногу как вросшее в землю дерево, а руки и вторую ногу как ветки дерева, то при качании «веток» получается красивое, плавное движение, соответствующее звуками мелодии. «Дерево» соответствует звуку си, «ветки» передвигаются от ветра на звук ля – шаг свободной ногой и движение руками вперёд, затем шаг вбок на звук соль и обратное движение рук. Ту ногу, которая является «деревом», нельзя отрывать от «земли»
Чувиль-виль-виль, жавороночек,
Прилети к огням, принеси ты нам
Весну-красну, тёпло летечко,
Зелен покос, уйди, сухой мороз!
Весна-красна, на чем пришла?
- На ниточке, на иголочке
На тоненькой на хотелочке.
Игрушки Упражнение "Качели"
Повторяя это упражнение, дети проводят тренинг управления голосовым аппаратом, учатся управлять голосом так, чтобы он попеременно пропевал то высокие, то низкие звуки, не фиксируя чётко их высоту. В музыкальном исполнительстве такой вид звукоизвлечения называется «глиссандо», что в дословном переводе означает – «скольжение».
Задание для детей – пропойте слова попевки так, словно вы сами катаетесь на качелях, ваш голос покажет, куда идут качели, вверх или вниз. Глиссандо может быть растянут на каждую строчку отдельно. Например, так:
Качели на верёвочках (глиссандо на протяжении всей фразы идёт вверх)
Понравились девчоночкам (глиссандо на протяжении всей фразы идёт вниз)
И мальчики довольны (глиссандо на протяжении всей фразы идёт вверх)
Все накатались вволю (глиссандо на протяжении всей фразы идёт вниз)
Семья «Бабушка» русский игровой фольклор.
Редакция Л.Е. Казанцевой
Поёт педагог: Бабушка, бабушка, купим курочку.
Поют дети: Бабушка, бабушка, купим курочку.
Поёт педагог: Курочка по сеничкам, ко-ко-ко (горстью одной руки двигаемся по другой руке от кисти до локтя).
Поют дети: Курочка по сеничкам, ко-ко-ко! (горстью двигаемся по другой руке).
Бабушка на печке спит…. (говорком)
Хорошо! (ладошки под ушко, с повышение интонации)
Поёт педагог: Бабушка, бабушка, купим уточку.
Поют дети: Бабушка, бабушка, купим уточку.
Поёт педагог: Уточка по лужице (сложить ладошки, вертикально двигаясь по извилистой линии).
кря-кря-кря («открывать» и «закрывать» «клювик»)
Поют дети: Уточка по лужице (сложить ладошки, вертикально двигаясь по извилистой линии).
кря-кря-кря («открывать» и «закрывать» «клювик»)
Курочка по сеничкам, ко-ко-ко! (горстью двигаемся по другой руке)
Бабушка на печке спит…. (говорком)
Хорошо! (ладошки под ушко, с повышение интонации)
Поёт педагог: Бабушка, бабушка, купим мы барашка.
Поют дети: Бабушка, бабушка, купим мы барашка.
Поёт педагог: Мой барашек в садике бе-бе-бе (показать «указками» около ушек «рожки»).
Поют дети: Мой барашек в садике бе-бе-бе (показать «указками» около ушек «рожки»).
Уточка по лужице кря-кря-кря! («открывать» и «закрывать» «клювик»)
Курочка по сеничкам, ко-ко-ко! (горстью двигаемся по другой руке)
Бабушка на печке спит…. (говорком)
Хорошо! (ладошки под ушко, с повышение интонации)
Поёт педагог: Бабушка, бабушка, купим коровёнку.
Поют дети: Бабушка, бабушка, купим коровёнку.
Поёт педагог: Коровёнка на лугу му-му-му (выставив рожки-«указки», несколько раз кланяемся).
Поют дети: Коровёнка на лугу му-му-му (выставив рожки-«указки», кланяемся).
Мой барашек в садике бе-бе-бе. (показать «указками» около ушек «рожки»).
Уточка по лужице кря-кря-кря! («открывать» и «закрывать» «клювик»)
Курочка по сеничкам, ко-ко-ко! (горстью двигаемся по другой руке)
Бабушка на печке спит…. (говорком)
Хорошо! (ладошки под ушко, с повышение интонации)
Поёт педагог: Бабушка, бабушка, купим лошадёнку.
Поют дети: Бабушка, бабушка, купим лошадёнку.
Поёт педагог: Лошадёнка в полюшке иго-го (кулачки перед грудью, удары ногой, акцентируют метроритм).
Поют дети: Лошадёнка в полюшке иго-го (кулачки перед грудью, удары ногой).
Коровёнка на лугу му-му-му (выставив рожки-«указки», кланяемся).
Мой барашек в садике бе-бе-бе (показать «указками» около ушек «рожки»).
Уточка по лужице кря-кря-кря! («открывать» и «закрывать» «клювик»)
Курочка по сеничкам, ко-ко-ко! (горстью двигаемся по другой руке)
Бабушка на печке спит…. (говорком)
Хорошо! (ладошки под ушко, с повышение интонации)
Поёт педагог: Бабушка, бабушка, купим «мерседес»!
Поют дети: Бабушка, бабушка, купим «мерседес»!
Поёт педагог: Мерседес на улице би-би-би («крутим» «руль» и нажимаем «кнопку» сигнала большим пальцем).
Поют дети: Мерседес на улице би-би-би («крутим руль» и нажимаем «кнопку» сигнала )
Лошадёнка в полюшке иго-го (кулачки перед грудью, удары ногой).
Коровёнка на лугу му-му-му (выставив рожки-«указки», кланяемся).
И т. д.
Человек Музыкально-ритмическая игра «Ручки и головка»
Возможное музыкальное сопровождение – русская народная песня «Во саду ли в огороде»
Слова попевки – М.А.Давыдова
Цели: фиксирование поочерёдных движений правой и левой рук, включение их в метроритмическое действие комплексного участия кивков головы, обучение движению, оттеняющему первую сильную долю такта.
Педагог сообщает, что уже почти все дети, благодаря музыкальной игре, научились запоминать, какая рука у них правая, а какая – левая. Ведь каждая рука уже научилась танцевать под музыку. Теперь присоединим к движению руками ещё и то, как все дети умеют кивать головой. Педагог просит детей несколько раз неторопливо и равномерно сделать несколько кивков головой. Во время исполнения попевки следует обратить внимание на то, как координируются движения рук и головы – голова одновременно с кивком делает поворот к той руке, которая в данный момент производит ритмические действия.
Ручка правая у нас пальчики считает (Правая рука вытянут вперёд, сжимает и разжимает пальцы)
Этой ручке точно в такт голова кивает (Одновременно голова, слегка повернувшись вправо, делает кивки в такт)
Ручка левая у нас пальчики считает (Левая рука вытянут вперёд, сжимает и разжимает пальцы)
Этой ручке точно в такт голова кивает (Одновременно голова, слегка повернувшись влево, делает кивки в такт)
Две руки теперь у нас пальчики считают (Обе руки, вытянутые вперёд, сжимают и разжимают пальцы)
И обеим ручкам в такт голова кивает (Голова делает наклоны попеременно то вправо, то влево)
  Апрель
Профессии Инструменты Утренняя гимнастика «В мастерской у художника»
Цели: поднять настроение, мышечный тонус; закрепить глагольный словарь.
«Художник» предлагает отправиться в его мастерскую и вспомнить, что он там делает. Дети добираются до мастерской разными способами ходьбы и бега: смешивают краски — бег в разных направлениях с группировкой; рисуют огромную воображаемую картину, собирают для красок синеву с неба, зелень с растений, желтый цвет с одуванчиков и т.п., рисуют то в верхней части картины, то по бокам, то в середине, то внизу, наклоняясь, приседая, потягиваясь вверх.
Транспорт. Музыкальная игра «Путешествие»
Слова попевки – М.А. Давыдовой.
Возможное музыкальное сопровождение: гамма до мажор или музыкальные звукоряды в рамках интервалов кварты (до-фа первой октавы) или квинты (до-соль первой октавы). Звукоряды пропеваются последовательно то в восходящем движении, то обратно вниз. Можно исполнять звукоряд с удвоением каждого звука – «до-до-ре-ре-…» и т.д.
Цель: знакомство и повторение ритмико-имитационных движений в заданном темпе и характере.
Педагог предварительно сообщает детям, что сейчас они отправляются в увлекательное путешествие, и спрашивает, знают ли они, на каких видах транспорта можно совершать путешествия. После ответов детей, педагог предлагает поочерёдно разучить и исполнить приведённые ниже упражнения с последующим ритмико-двигательным сопровождением.
Примечание: После разучивания песня и движения исполняются в достаточно быстром темпе.
На педали мы нажали,
крутим, крутим мы педали.
Нас догонит ветер вслед.
Нас везёт велосипед (Сидя, дети выполняют в воздухе неторопливые круговые движения ногами – «велосипед»)
Едет-едет паровоз,
Все мы слышим звук колёс.
День стоит горячий,
Едем мы на дачу. (Вокальный звукоряд поётся отчётливо. Дети выполняют шаг по кругу, согнув руки в локтях и слегка присев)
Самолёт, самолёт
Отправляется в полёт.
Самолёт наш загудел,
ввысь подняться захотел (Можно использовать пение гаммы с постоянным усилением динамики звучания. Начинается пение с тихого звука, впоследствии голос должен становиться всё громче)
От земли несётся он –
Смотрят люди из окон. (Дети разводят руки в стороны, выполняют лёгкий бег по кругу на полупальцах)
Обитатели подводного мира. Музыкальная игра «Дедушка Водяной»
В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо напевая, по окончании слов останавливаются .Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова
Вариант для мальчика

Дедушка Водяной
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.
Вариант для девочки:
Бабушка Водяная
Что сидишь ты и моргаешь
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.
  Май
Насекомые Музыкальная игра «Паучок»
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Паучок, паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки.
Мы тебя поили, Мы тебя кормили,
На ноги поставили, ......
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Музыкальная игра «Необычная песенка»
Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход. Воспитатель.
Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О).
Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А).
Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И).
Теперь уже на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши дев и мальчики.
Цветы. Музыкальная игра «Растим мак»
Посредине круга сидит «мак». Хоровод поет:
Ай на горе мак , мак ,
Под горою бел бел !
Ах вы маки-маковочки ,
Золотые головочки !
Станьте вы в ряд ,
Спросим-те про мак .
Игроки хоровода останавливаются и спрашивают у «мака»: Сеяли ли мак ?
«Мак» : Только землю вспахали.
Повторяется припев.
Игроки хоровода спрашивают последовательно: Сеяли ли мак ?
«Мак» : Сеяли.
Повторяется припев.
Игроки хоровода:
Зацвел ли мак ?
«Мак» : Зацвел
Повторяется припев.
Игроки хоровода:
Поспел ли мак ?
«Мак» : Поспел ,
Игроки хоровода: Отряхивайте .
Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать . Если хороводник успел три раза ударить кого-либо , тот становится хороводником.


Вернуться на страницу "Музыкальные занятия" >>


Смотрите так же:

музрук37Музыкальные игры и упражнения с рекомендациями воспитателям для организации музыкального воспитания в старших группах детского сада. Подробнее о музыкальных играх >>

музрук37Музыкальные игры и упражнения с рекомендациями воспитателям для организации музыкального воспитания в средних группах детского сада. Подробнее о музыкальных играх >>

Музрук37 2016 Мытищи