МУЗРУК37.Сайт музыкального руководителя Гребенщиковой Татьяны Евгеньевны

САЙТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
детского сада № 37 "Щелкунчик" г. Мытищи

 

Музыкальные игры и упражнения
с рекомендациями воспитателям
для организации музыкального воспитания
в средних группах детского сада
Тема Январь
Зимние забавы.

Музыкальная игра «Снежный ком»
Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.
Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)
Я иду за ним шажком
Ком все больше становился и быстрее покатился
Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях)
Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся)
Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем)
Из сугроба вылезаем  (встаем)
И одежду отряхаем.

Домашние животные.

Музыкальная игра На лошадке" Возхможное музыкальное сопровождение: рус. нар. песня "На зелёном лугу". Слова попевки - М.А. Давыдовой.
Цель: повторение свободного и ритмического движения, умения двигаться в пространстве и по кругу с постепенным ускорением.
Педагог предлагает все проехаться на лошадке. Для этого надо выполнять действия, показывающие, как каждый подойдёт к лошадке, запряжёт её и после этого прокатится по кругу. Темп попевки постепенно ускорять, но двигаться в такт с произношением.

Текст попевки

Метроритмические действия

На лошадке седло - вот так
Как же нам повезло - вот так!

Спокойным шагом, словно боясь спугнуть лошадку, дети выходят в центр зала и встают в круг

Мы к лошадке идём - вот так!
В руки возжи берём - вот так!

Делают вид, словно берут воображаемые вожжи в руки - вытягивают руки вперёд с зажатыми пальцами

Едем тихо рядком - вот так!
По улице с ветерком - вот так!

Не спеша, двигаются по кругу в пружинистом полуприсяде

А теперь понеслись - вот так!
Эй, кто там, берегись - вот так!

Постепенно ускоряют движение по кругу

Домашние птицы.

Музыкальная игра «Курица и цыплята»
Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки. Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:
Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

Дикие животные.

Музыкальная игра «Горелки»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.
На голове может быть маска зайца.  Как только ребята окончат приговорку,  все стоящие в кругу разбегаются.

Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
С окончанием музыки  все игроки должны найти себе пару.
Тот кто не нашел себе пару  становится водящим.

  Март
Весна.

Музыкальная игра "Скворечник"
Возможное музыкальное сопровождение: мелодия русской народной песни "Ходила младёшенька по борочку", адаптированная к тексту. Слова попевки - М.А. Давыдовой
Примечание: слово  "скворечник" желательно произносимть через звук "ш" - "скворешник"
Цель: повторение уже известных действий кулачками в сочетании с новыми.
Педагог просит вспомнить, как выглядят домики для птиц, которые делают для них люди. После чего дети повторяют уже известные им движения кулачками, имитирующие удары молота.

Текст попевки

Метроритмические действия

Тук-тук-тук, мы строим дом,
Маленький скворечник

Дети выполняют движение "Кулачки" - ударяют поставленными один на другой сжатыми кулачками

Новых птичек с юга ждём,
Новых птичек вешних.

Разводят руки в стороны, слегка помахивая ими и изображая крылья птиц

Тук-тук-тук, готов наш дом,
Маленький скворечник.

Снова руками исполняют движение "кулачки"

Новых птичек с юга ждём,
Новых птичек вешних.

Разводят руки в стороны, слегка помахивая ими и изображая крылья птиц

Игрушки

Музыкальная игра "Мячики бросаем"
Возможное музыкальное сопровождение: русская народная песня "Ах, вы сени, мои сени". Слова попевки - М.А. Давыдовой.
Цель: координация активных действий в соответствующем метроритмическом рисунке, заданном музыкой.
Педагог предлагает вспомнить движения, которые сопутствуют игре в мяч - броски руками и действия, когда ребёнок ловит мяч. После разучивании мелодии и текста под их исполнение идёт показ метроритмических движений.

Текст попевки

Метроритмические действия

1. Вот я мячик брошу вверх -
раз-два, раз-два.
Приглашу в игру я всех -
Раз-два, раз-два.

Дети выполняют имитацию действий с мячом - руками подбрасывают воображаемый мяч и ловят его.

2. Будет мячик мой летать -
Раз-два, раз-два.
Будут дети все играть -
раз-два, раз-два

 

3. Мяч друг другу бросим мы -
Раз - два, раз-два.
Посмотри, как он летит -
Раз-два, раз-два.

Дети встают попарно лицом друг к другу и делают движения, будто бросают мяч друг другу

 
Музыкальная игра « Карусель»
Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.
Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

Человек

Музыкальная игра "Станем прямо"
Возможное музыкальное сопровождение: начало песни Г. Качурбиной "Мишка с куклой". Слова попевки М.А. Давыдовой
Цель: Научить интерпретировать знакомые двиения в новой попевке, продолжать обучение движению в круге.
Педагог знакомит детей с новым вокально-ритмическим упражнением.  Надо постараться исполнить все движения аккуратно, в нужное время и чётко

Текст попевки

Метроритмические действия

1. Станем прямо - руки в боки,
На ногах начнём подскоки.
Слушай музыку, старайся
И со счёта не сбивайся

Дети встают, упирая руки в боки. Делают плавные пружинистые подскоки или просто приподнимаются на полупальцы

2. Взялись за руки, и вот -
Получился хоровод

Берут друг друга за руки, образуя хоровод.

Слушать музыку старайся
И со счёта не сбивайся.

Ритмично размахивают сомкнутыми руками

3. В хороводе мы пойдём,
Плавный танец заведём.
Слушать музыку старайся
И со счёта не сбивайся

Идут в хороводном движении

Музыкальная игра "Лавата" фольклорная игра.Редакция Л.Е. Казанцевой
Исходное положение - дети стоят по хороводу
Педагог: Начинается игра под названьем "лавата"
Вы по кругу становитесь, крепко за руки беритесь
(Дети идут по хороводу за руки)
Дети поют:  Танец весёлый - тра-та-та, тра-та-та.
Танец весёлый - это "лавата"
Педагог: Руки были?
Дети: Были!
Педагог: Плечи не держали!
(Дети идут по хороводу скрестив руки на груди, держатся за плечи)
Дети поют: Танец весёлый - тра-та-та, тра-та-та.
Танец весёлый - это "лавата" (поворачиваются лицом в круг, опускают руки)                                 
Педагог: Руки были?
Дети: Были!
Педагог: Плечи  держали?
Дети: Держали!
Педагог: Животики оголодали!
(Дети идут по хороводу держась за животик)
Дети поют:  Танец весёлый - тра-та-та, тра-та-та.
Танец весёлый - это "лавата" (поворачиваются лицом в круг, опускают руки)                                  
Педагог: Руки были?
Дети: Были!
Педагог: Плечи  держали?
Дети: Держали!
Педагог: Животики оголодали?
Дети: Оголодали!
Педагог: Уши не прикрывали!
(Дети идут по хороводу держась за уши)
Дети поют:  Танец весёлый - тра-та-та, тра-та-та.
Танец весёлый - это "лавата" (поворачиваются лицом в круг, опускают руки)                                  
Педагог: ............... носы зажимали?...
Педагог: ............... колени хватали?...
Педагог: ............... от меня убегали?
Догонялки

Музыкальная игра "Резвые ножки"  сл. и муз. Е.Макшанцевой
Задачи: развитие чувства ритма, слухового внимания; обучение прыжкам на одной и обеих ногах поочередно, вперед-назад, влево-вправо, кружению; коррекция координации движений, ориентирования в пространстве.
1. Прыгать буду я сейчас
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.
2. Вправо — скок! Влево — скок!
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.
3. То вперед, то назад
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко!
4. А теперь я покружусь
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.

 

Апрель

Профессии Инструменты

Пластическое упражнение «Веселый оркестр»

Дружно наш оркестр играет, 
Все о музыке он знает.     

Дети ритмично изображают движения дирижера.

Нежно скрипочка играет,
За собой она зовет.

Имитируют игру на скрипке.

Трубы громко затрубили,

Имитируют кулачками игру на трубе.

И тарелки в такт забили.

Делают хлопки открытыми ладонями

Следом дудочка дудит,

Имитируют пальцами игру на дудочке.

И струна гитар звенит.

Имитируют игру на гитаре.

Барабан вступил, как гром,

Имитируют игру палочками на барабане.

Всех перекрывает он.

Совершают покрывающие дви-
жения руками ладонями вниз.



Музыкально-ритмическое упражненгие "Дудочка"
Возможное музыкальное сопровождение: звукоряд "до-соль" первой октавы, который сначала исполняется вверх, затем вниз и т.д. Слова попевки М.А. Давыдовой
Цель: обучение имитации игре на дудочке, закрепление синхронности хорового исполнительства и ритмических движений - как в состоянии покоя, так и во время движения по кругу.
Педагог просит представить, что дети гуляют на лугу и вдруг нашли там дудочку. Играть на ней надо, вдувая в неё воздух и зажимая пальцами отверстия на ней

Текст попевки

Метроритмические действия

1. Вот какая дудочка - раз и два, и три.
Вот какую дудочку мы с тобой нашли.

Стоя на месте дети разводят руки на небольшое расстояние и обозначают его выпрямленными ладонями - держат дудку в ладонях, покачивая руками и головой в такт музыке

Припев: Ля-ля-ля-ля-ля,
Это наша дудка (2 раза)

Дети стоя на месте, изображают имитацию движений на дудочке

2. Будем в эту дудочку
мы негромко дуть
Вместе с этой дудочкой
нам пора и в путь

Дети идут по кругу, высоко поднимая колени и продолжают имитировать игру на дудочке

Припев

 


День космонавтики

 Музыкальная игра «Звездочет»
Дети стоят в кругу. В центре Звездочет. Дети идут по кругу вправо и напевают:
В небе звездочки мигают
Звездам хочется играть
Звездочет считает звезды
Раз, два, три, четыре, пять!
Припев:   (идут в круг, отходят назад.)
Звездочет, звездочет,
Поиграй- ка с нами!
Что покажешь ты нам
Отгадаем сами.
Дети отгадывают , что делает звездочет.

  Май
Насекомые

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
Цель: развитие чувства ритма


От друзей муравьишка отстал.

Дети приставляют ладони к щекам, ритмично покачивают головой.

 

Ритмично сгибают и разгиба­ют ноги.
Ритмично бегут на месте.

Ой-ой-ой-ой, ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал.

Делают ритмичную пружинку.

Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай-ай! Травкой быстро ее обмотал,

(Движения по тексту)

В муравейник скорей побежал. Ну, а солнце за лес уж зашло. Ох-ох-ох-ох!

 

Стало сразу так страшно, темно.
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.

Ритмично закрывают глаза ла­донями.

Мо-лод-цы!

Делают ритмичные хлопки.


Цветы.

Музыкальная игра "Я иду-иду, ох, гуляю"
Попросите детей встать таким образом, чтобы образовался маленький кружок.
Спойте им песенку, выполняя при этом движения в соответствии с текстом.

Текст попевки

Метроритмические действия

Я иду, иду, ох, гуляю.
Все цветы к себе приглашаю.  

двигайтесь хороводным шагом

Громче, дудочка, дуди!

имитируйте игру на дудочке

К нам, ромашка, выходи
Ты, ромашка, покружись,
Деткам в пояс поклонись.       

хлопайте в ладоши, вызванный ребенок выполняет движения по тексту

Мы тебе похлопаем
И ножками потопаем.

движения по тексту

Предложите детям снова поиграть. На этот раз попросите их взявшись за руки сделать большой круг, затем опустить руки вниз и отступить на три шага назад. После этого предложите полюбоваться большим ровным кругом, который у них получился. Повторите игру, используя те же движения, но с другими цветами — васильком, лютиком, колокольчиком или любыми другими по желанию детей.


Вернуться на страницу "Музыкальные занятия" >>


Смотрите так же:

музрук37Музыкальные игры и упражнения с рекомендациями воспитателям для организации музыкального воспитания в подготовительных к школе группах детского сада. Подробнее о музыкальных играх >>

музрук37Музыкальные игры и упражнения с рекомендациями воспитателям для организации музыкального воспитания в старших группах детского сада. Подробнее о музыкальных играх >>


Музрук37 2016 Мытищи