Музыкальные игры и упражнения
с рекомендациями воспитателям
для организации музыкального воспитания
в средних группах детского сада
Тема |
Январь |
Зимние забавы. |
Музыкальная игра «Снежный ком»
Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.
Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)
Я иду за ним шажком
Ком все больше становился и быстрее покатился
Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях)
Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся)
Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем)
Из сугроба вылезаем (встаем)
И одежду отряхаем. |
Домашние животные. |
Музыкальная игра На лошадке" Возхможное музыкальное сопровождение: рус. нар. песня "На зелёном лугу". Слова попевки - М.А. Давыдовой.
Цель: повторение свободного и ритмического движения, умения двигаться в пространстве и по кругу с постепенным ускорением.
Педагог предлагает все проехаться на лошадке. Для этого надо выполнять действия, показывающие, как каждый подойдёт к лошадке, запряжёт её и после этого прокатится по кругу. Темп попевки постепенно ускорять, но двигаться в такт с произношением.
Текст попевки |
Метроритмические действия |
На лошадке седло - вот так
Как же нам повезло - вот так! |
Спокойным шагом, словно боясь спугнуть лошадку, дети выходят в центр зала и встают в круг |
Мы к лошадке идём - вот так!
В руки возжи берём - вот так! |
Делают вид, словно берут воображаемые вожжи в руки - вытягивают руки вперёд с зажатыми пальцами |
Едем тихо рядком - вот так!
По улице с ветерком - вот так! |
Не спеша, двигаются по кругу в пружинистом полуприсяде |
А теперь понеслись - вот так!
Эй, кто там, берегись - вот так! |
Постепенно ускоряют движение по кругу |
|
Домашние птицы. |
Музыкальная игра «Курица и цыплята»
Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки. Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:
Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала. |
Дикие животные. |
Музыкальная игра «Горелки»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.
На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются.
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару.
Тот кто не нашел себе пару становится водящим. |
|
Март |
Весна. |
Музыкальная игра "Скворечник"
Возможное музыкальное сопровождение: мелодия русской народной песни "Ходила младёшенька по борочку", адаптированная к тексту. Слова попевки - М.А. Давыдовой
Примечание: слово "скворечник" желательно произносимть через звук "ш" - "скворешник"
Цель: повторение уже известных действий кулачками в сочетании с новыми.
Педагог просит вспомнить, как выглядят домики для птиц, которые делают для них люди. После чего дети повторяют уже известные им движения кулачками, имитирующие удары молота.
Текст попевки |
Метроритмические действия |
Тук-тук-тук, мы строим дом,
Маленький скворечник |
Дети выполняют движение "Кулачки" - ударяют поставленными один на другой сжатыми кулачками |
Новых птичек с юга ждём,
Новых птичек вешних. |
Разводят руки в стороны, слегка помахивая ими и изображая крылья птиц |
Тук-тук-тук, готов наш дом,
Маленький скворечник. |
Снова руками исполняют движение "кулачки" |
Новых птичек с юга ждём,
Новых птичек вешних. |
Разводят руки в стороны, слегка помахивая ими и изображая крылья птиц |
|
Игрушки |
Музыкальная игра "Мячики бросаем"
Возможное музыкальное сопровождение: русская народная песня "Ах, вы сени, мои сени". Слова попевки - М.А. Давыдовой.
Цель: координация активных действий в соответствующем метроритмическом рисунке, заданном музыкой.
Педагог предлагает вспомнить движения, которые сопутствуют игре в мяч - броски руками и действия, когда ребёнок ловит мяч. После разучивании мелодии и текста под их исполнение идёт показ метроритмических движений.
Текст попевки |
Метроритмические действия |
1. Вот я мячик брошу вверх -
раз-два, раз-два.
Приглашу в игру я всех -
Раз-два, раз-два. |
Дети выполняют имитацию действий с мячом - руками подбрасывают воображаемый мяч и ловят его. |
2. Будет мячик мой летать -
Раз-два, раз-два.
Будут дети все играть -
раз-два, раз-два |
|
3. Мяч друг другу бросим мы -
Раз - два, раз-два.
Посмотри, как он летит -
Раз-два, раз-два. |
Дети встают попарно лицом друг к другу и делают движения, будто бросают мяч друг другу |
Музыкальная игра « Карусель»
Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.
Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке. |
Человек |
Музыкальная игра "Станем прямо"
Возможное музыкальное сопровождение: начало песни Г. Качурбиной "Мишка с куклой". Слова попевки М.А. Давыдовой
Цель: Научить интерпретировать знакомые двиения в новой попевке, продолжать обучение движению в круге.
Педагог знакомит детей с новым вокально-ритмическим упражнением. Надо постараться исполнить все движения аккуратно, в нужное время и чётко
Текст попевки |
Метроритмические действия |
1. Станем прямо - руки в боки,
На ногах начнём подскоки.
Слушай музыку, старайся
И со счёта не сбивайся |
Дети встают, упирая руки в боки. Делают плавные пружинистые подскоки или просто приподнимаются на полупальцы |
2. Взялись за руки, и вот -
Получился хоровод |
Берут друг друга за руки, образуя хоровод. |
Слушать музыку старайся
И со счёта не сбивайся. |
Ритмично размахивают сомкнутыми руками |
3. В хороводе мы пойдём,
Плавный танец заведём.
Слушать музыку старайся
И со счёта не сбивайся |
Идут в хороводном движении |
Музыкальная игра "Лавата" фольклорная игра.Редакция Л.Е. Казанцевой
Исходное положение - дети стоят по хороводу
Педагог: Начинается игра под названьем "лавата"
Вы по кругу становитесь, крепко за руки беритесь
(Дети идут по хороводу за руки)
Дети поют: Танец весёлый - тра-та-та, тра-та-та.
Танец весёлый - это "лавата"
Педагог: Руки были?
Дети: Были!
Педагог: Плечи не держали!
(Дети идут по хороводу скрестив руки на груди, держатся за плечи)
Дети поют: Танец весёлый - тра-та-та, тра-та-та.
Танец весёлый - это "лавата" (поворачиваются лицом в круг, опускают руки)
Педагог: Руки были?
Дети: Были!
Педагог: Плечи держали?
Дети: Держали!
Педагог: Животики оголодали!
(Дети идут по хороводу держась за животик)
Дети поют: Танец весёлый - тра-та-та, тра-та-та.
Танец весёлый - это "лавата" (поворачиваются лицом в круг, опускают руки)
Педагог: Руки были?
Дети: Были!
Педагог: Плечи держали?
Дети: Держали!
Педагог: Животики оголодали?
Дети: Оголодали!
Педагог: Уши не прикрывали!
(Дети идут по хороводу держась за уши)
Дети поют: Танец весёлый - тра-та-та, тра-та-та.
Танец весёлый - это "лавата" (поворачиваются лицом в круг, опускают руки)
Педагог: ............... носы зажимали?...
Педагог: ............... колени хватали?...
Педагог: ............... от меня убегали?
Догонялки
Музыкальная игра "Резвые ножки" сл. и муз. Е.Макшанцевой
Задачи: развитие чувства ритма, слухового внимания; обучение прыжкам на одной и обеих ногах поочередно, вперед-назад, влево-вправо, кружению; коррекция координации движений, ориентирования в пространстве.
1. Прыгать буду я сейчас
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.
2. Вправо — скок! Влево — скок!
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.
3. То вперед, то назад
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко!
4. А теперь я покружусь
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко. |
|
Апрель |
Профессии Инструменты |
Пластическое упражнение «Веселый оркестр»
Дружно наш оркестр играет,
Все о музыке он знает. |
Дети ритмично изображают движения дирижера. |
Нежно скрипочка играет,
За собой она зовет. |
Имитируют игру на скрипке. |
Трубы громко затрубили, |
Имитируют кулачками игру на трубе. |
И тарелки в такт забили. |
Делают хлопки открытыми ладонями |
Следом дудочка дудит, |
Имитируют пальцами игру на дудочке. |
И струна гитар звенит. |
Имитируют игру на гитаре. |
Барабан вступил, как гром, |
Имитируют игру палочками на барабане. |
Всех перекрывает он. |
Совершают покрывающие дви-
жения руками ладонями вниз. |
Музыкально-ритмическое упражненгие "Дудочка"
Возможное музыкальное сопровождение: звукоряд "до-соль" первой октавы, который сначала исполняется вверх, затем вниз и т.д. Слова попевки М.А. Давыдовой
Цель: обучение имитации игре на дудочке, закрепление синхронности хорового исполнительства и ритмических движений - как в состоянии покоя, так и во время движения по кругу.
Педагог просит представить, что дети гуляют на лугу и вдруг нашли там дудочку. Играть на ней надо, вдувая в неё воздух и зажимая пальцами отверстия на ней
Текст попевки |
Метроритмические действия |
1. Вот какая дудочка - раз и два, и три.
Вот какую дудочку мы с тобой нашли. |
Стоя на месте дети разводят руки на небольшое расстояние и обозначают его выпрямленными ладонями - держат дудку в ладонях, покачивая руками и головой в такт музыке |
Припев: Ля-ля-ля-ля-ля,
Это наша дудка (2 раза) |
Дети стоя на месте, изображают имитацию движений на дудочке |
2. Будем в эту дудочку
мы негромко дуть
Вместе с этой дудочкой
нам пора и в путь |
Дети идут по кругу, высоко поднимая колени и продолжают имитировать игру на дудочке |
Припев |
|
|
День космонавтики |
Музыкальная игра «Звездочет»
Дети стоят в кругу. В центре Звездочет. Дети идут по кругу вправо и напевают:
В небе звездочки мигают
Звездам хочется играть
Звездочет считает звезды
Раз, два, три, четыре, пять!
Припев: (идут в круг, отходят назад.)
Звездочет, звездочет,
Поиграй- ка с нами!
Что покажешь ты нам
Отгадаем сами.
Дети отгадывают , что делает звездочет. |
|
Май |
Насекомые |
Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
Цель: развитие чувства ритма
От друзей муравьишка отстал. |
Дети приставляют ладони к щекам, ритмично покачивают головой. |
|
Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Ритмично бегут на месте. |
Ой-ой-ой-ой, ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал. |
Делают ритмичную пружинку. |
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай-ай! Травкой быстро ее обмотал, |
(Движения по тексту) |
В муравейник скорей побежал. Ну, а солнце за лес уж зашло. Ох-ох-ох-ох! |
|
Стало сразу так страшно, темно.
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли. |
Ритмично закрывают глаза ладонями. |
Мо-лод-цы! |
Делают ритмичные хлопки. |
|
Цветы. |
Музыкальная игра "Я иду-иду, ох, гуляю"
Попросите детей встать таким образом, чтобы образовался маленький кружок.
Спойте им песенку, выполняя при этом движения в соответствии с текстом.
Текст попевки |
Метроритмические действия |
Я иду, иду, ох, гуляю.
Все цветы к себе приглашаю. |
двигайтесь хороводным шагом |
Громче, дудочка, дуди! |
имитируйте игру на дудочке |
К нам, ромашка, выходи
Ты, ромашка, покружись,
Деткам в пояс поклонись. |
хлопайте в ладоши, вызванный ребенок выполняет движения по тексту |
Мы тебе похлопаем
И ножками потопаем. |
движения по тексту |
Предложите детям снова поиграть. На этот раз попросите их взявшись за руки сделать большой круг, затем опустить руки вниз и отступить на три шага назад. После этого предложите полюбоваться большим ровным кругом, который у них получился. Повторите игру, используя те же движения, но с другими цветами — васильком, лютиком, колокольчиком или любыми другими по желанию детей. |
Смотрите так же:
Музыкальные игры и упражнения с рекомендациями воспитателям для организации музыкального воспитания в подготовительных к школе группах детского сада. Подробнее о музыкальных играх >>
Музыкальные игры и упражнения с рекомендациями воспитателям для организации музыкального воспитания в старших группах детского сада. Подробнее о музыкальных играх >>
|